Top.Mail.Ru

История здания

В Санкт-Петербурге есть театры, под нужды которых были приспособлены различные здания, первоначально не имеющие собственно к театрам никакого отношения. В одном из таких домов размещается сегодня Академический театр имени Ленсовета.

           В перечне архитектурных памятников города здание числится под названием «Дом Корсаковых» - по имени первых владельцев. Богатейшему купеческому роду Корсаковых принадлежал старый жилой дом по Литейному проспекту (нынешний адрес - Владимирский проспект, дом 12). Очаровательная 23-летняя Софья Алексеевна Корсакова была наследницей одного из самых крупных состояний в России: она была правнучкой Т.В.Надаржинского - известного духовника Петра 1, которому царь дарил богатые имения в Харьковской губернии. Софья Алексеевна начала обновлять дом ещё в конце 1820-х годов, но с 1831 года здесь стали возводить фактически новое здание. Архитектор Андрей Алексеевич Михайлов-2-ой поставил на месте старого скромного двухэтажного строения большой трёхэтажный особняк, увенчанный по центру парапета овальными геральдическими щитами под одной общей сенью. На щитах были изображены гербы Корсаковых и Голицыных (они просуществовали на фасаде дома до 1930 года). Мы сегодня не знаем точно, чем руководствовался молодой князь Василий Петрович Голицын-Рябчик (такое прозвище-псевдоним носили представители этой родовой ветви Голицыных), когда женился на Софье Алексеевне Корсаковой - сердечным ли влечением, материальными соображениями? Факт состоит в том, что случилась редкая по тем временам вещь - молодой муж перебрался жить в дом жены, титул соединился с богатством, и именно для новой молодой семьи началось грандиозное строительство.

         А.А.Михайлов-2-ой построил особняк в стиле позднего русского классицизма. Характерная для Петербурга бело-жёлтая «россиевская» цветовая гамма, цокольный первый этаж, выделенный рустовкой. Центральная часть фасада украшена колоннадой из трёхчетвертных колонн с капителями композитного ордера. Завершает колоннаду аттик. Угловые пилястры оформляют прилегающие к колоннаде участки стены. Увеличивая протяжённость ордерной композиции, они придают зданию подчёркнуто горизонтальный характер. Оси боковых крыльев фасада акцентированы балконами, установленными на массивных кронштейнах и огражденных чугунными решётками. Нужно заметить, что фасад здания на протяжении почти двухсотлетней истории претерпел мало изменений. Следствием более поздних реконструкций явилось уничтожение, как мы уже говорили, родовых гербов на парапете под аттиком, ограждение центрального балкона лёгкой металлической решёткой и украшение цокольного первого этажа белыми античными масками, размещёнными над окнами. Последним штрихом стали размещённые над дверными проёмами шестигранные фонари на чугунных кронштейнах.

            Ещё более красив особняк был внутри. Анфилада роскошно убранных гостиных тянулась по бельэтажу: пунцовая, синяя, дубовая парадные залы. Столовая с зеркальными стенами и богатым лепным потолком. Такой же роскошный потолок устроили и над обширным Бальным залом, в котором была и маленькая домашняя сценка, где давались милые домашние спектакли и выступали приезжие знаменитости. Корсаковы-Голицыны могли себе позволить пригласить для выступления  на один вечер и французскую балетную труппу, и итальянских оперных певцов. Между столовой и бальным залом находился большой Зимний сад с экзотическими пальмами, лианами и прочими тропическими и субтропическими растениями. Он был отделан в виде грота, украшен чугунными колоннами и фонтаном, возле которого стояла мраморная статуя Наяды. Во всех залах особняка висели многочисленные картины, в том числе работы Карла Брюллова.

         Что же из всего этого великолепия мы можем увидеть сегодня? Богатство отделки особняка сохранилось лишь частично. Мы можем видеть парадную лестницу, выполненную архитектором под влиянием искусства позднего итальянского Возрождения. Потолок лестницы членится системой балок на геометрические кессоны, широкий фриз, разделённый на скульптурные панно, опоясывает помещение. Весной и летом 2007 года именно с парадной лестницы началась реставрация сохранившихся исторических интерьеров здания (в преддверии 75-летнего юбилея театра, который праздновался 19 ноября 2008 года). Сегодня зрители могут увидеть элегантную салатно-белую гамму стен и потолка, тщательно отреставрированные лепные скульптурные панно (восемь более поздних наслоений было снято реставраторами!). Главный элемент лепнины – герб князей Голицыных.

            Архитектура бывшей столовой, ныне - зрительского ресторана, напоминает внутренние итальянские дворики. Стены оформлены в виде арок с ионическими колоннами, установленными на пьедесталах. В пролётах арок помещены зеркала. Иллюзорно уничтожая стены, они придают лёгкость и воздушность интерьеру.

  В одном из фойе  анфилады, тянущейся вдоль Владимирского проспекта, обращает на себя внимание обрамлённый морёным дубом  мраморный камин, над которым на дубовых кронштейнах в виде масок фавнов помещена композиция, имитирующая постройку под высокой черепичной крышей. В центре этой композиции - герб князей Голицыных. Тяжёлые пропорции этого сооружения над камином, изображение фантастических животных, перегрузка орнаментальными деталями и характер резьбы по дереву носят следы влияния немецкого Ренессанса. Каминное фойе, украшенное  низкими дубовыми панелями , сегодня - излюбленное место отдыха зрителей во время антракта, здесь проводятся творческие пресс-конференции, располагается постоянная музейная экспозиция. К сожалению, красавец зимний сад не сохранился до наших дней. В 1930 году демонтировали фонтан, а при капитальном ремонте здания в 1939 году полностью меняется вид помещения, оно превращается в большое белоколонное фойе со сводчатым потолком в псевдоготическом стиле. При реставрации был обнаружен фрагмент чугунной колонны в стиле раннего модерна конца 19 – начала 20 века, теперь этот арте-факт украшает фойе.

            Вернёмся к молодой чете Голицыных. Василий Петрович особенно отличался на пышных разорительных балах и любительских спектаклях, был подвержен многим страстям, великое имя своего рода поддерживал великой же, порою бездумной роскошью, и за двадцать пять лет супружеской жизни успешно истребил купеческое богатство жены. Княгиня столкнулась с проблемой выплаты многих долгов, в конце концов семейство окончательно разорилось. Софья Алексеевна скончалась в 1858 году, на 49-ом году жизни. Князь пережил её на пять лет и окончил дни в сумасшедшем доме. Их сыновья, молодые князья Голицыны, были вынуждены пустить всё имущество с молотка, включая сам родовой особняк. И в 1860 году здесь поселилось Русское купеческое общество, или Русский купеческий клуб, как практически сразу начали называть это новое городское заведение.

          Клуб был учреждён группой видных петербургских купцов под длинным названием «Клуб Русского общества для взаимного вспоможения прикащикам от купечества». Дело оставалось только за тем, чтобы найти подходящее, достойное затеи помещение в центре города. Как раз в это время молодой князь Виктор Васильевич Голицын прощался с домом родителей, вынужденный платить многочисленным кредиторам. Купцов устроило в богатом особняке всё, и уже через два дня после покупки здесь начались клубные балы. Единственное, что позволили себе в перестройке внутренних помещений новые хозяева - от бальной залы (ныне это зрительный зал театра) было отделено небольшое пространство (как раз под нынешним балконом) для игорной залы - с рулеткой и карточными столами. И очень скоро купеческий клуб в узких кругах стал называться Владимирским Игорным домом. Сюда захаживали соседи - Ф.М.Достоевский, живший неподалёку в Кузнечном переулке, и Н.А.Некрасов - с Литейного проспекта. Оба великих русских писателя, как известно, были подвержены игорному азарту. По легендам того времени, в Зимнем саду под пальмами даже стрелялись проигравшиеся. Такая жизнь в доме на Владимирском проспекте продолжалась вплоть до революционных дней 1917 года.

 

            После Великой Октябрьской революции здания такого типа - особняки, княжеские дворцы, усадьбы - решением Совнаркома и лично по указанию В.И.Ленина были переданы в ведение возглавившего комиссариат по культуре и просвещению А.В.Луначарского. Таким образом, и бывший «Дом Корсаковых» обрёл новых хозяев. Поначалу здесь расположился клуб имени Карла Маркса и новый революционный «Свободный театр». Программа театра, помимо пьес, состояла из концертов под названием «Вечера живой революционной радости и бодрых настроений». В 30-е годы здесь играли спектакли самодеятельный Театр рабочей молодёжи (ТРАМ), Новый Театр юного зрителя под руководством Б.В.Зона. Именно в эти годы здание было капитально перестроено под театральные нужды: появилась оборудованная машинерией сцена с высокими колосниками, расширен зрительный зал (на месте бывшего Бального зала), появился массивный балкон с дополнительными зрительскими местами, в нишах продольных стен на уровне главного балкона появились четыре полукружия балконов-лож. Приняло нынешний облик большое белоколонное фойе (бывший Зимний сад) (автор отделки интерьеров театра - архитектор В.П.Макашов).

           Нынешний Театр имени Ленсовета поселился в здании в сентябре 1945 года.

           Необходимо вспомнить, что дом на Владимирском проспекте, 12 стал третьим петербургским адресом театра. Родился коллектив 19 ноября 1933 года на маленькой сцене в доме бывшей Голландской церкви (Невский проспект, 20) и получил название - Новый театр. Через два месяца Новый театр чуть было не прекратил своё существование: пожар, начавшийся в костюмерной, уничтожил все помещения. Но успех первой премьеры - а это был замечательный спектакль по комедии А.Н.Островского «Бешеные деньги» - сыграл свою роль. Видные деятели культуры обратились к городским властям с просьбой предоставить коллективу другую сценическую площадку. И Новый театр стал работать в Театральном зале А.И.Павловой (названном так по имени бывшей владелицы) на Троицкой улице (ныне улица Рубинштейна, 13). Сегодня это помещение занимает детский музыкальный театр «Зазеркалье», а до этого долгое время располагался Дом художественной самодеятельности со знаменитым ленинградским рок-клубом (где начинали своё восхождение к славе группы Б.Гребенщикова, Ю.Шевчука, К.Кинчева, В.Цоя).

            В ноябре 1940 года труппа Нового театра была отправлена на длительные гастроли на Дальний Восток, там театр летом 1941 года и застала Великая Отечественная война. Коллектив всю войну работал в городах Дальнего Востока, Сибири, Урала. По возвращении после Победы в родной город стало очевидным, что здание на улице Рубинштейна сильно разрушено бомбёжками и артобстрелами, а труппа хотела как можно скорее показать зрителям новые спектакли, созданные во время войны. Вот тогда Новый театр и получил прописку по адресу Владимирский проспект, 12, в здании, которое, к счастью, не слишком пострадало.

            Именно после войны, в 1953 году, к своему 20-летнему юбилею, коллектив получил новое название - Театр имени Ленсовета. Руководил театром в это время выдающийся режиссёр и художник Николай Павлович Акимов. С его кабинетом, располагавшимся в бывшей купеческой гостиной, связана одна удивительная история, которую рассказала в своей книге «Осколки памяти» его соратница, режиссёр Н.А.Райхштейн. Вот что она вспоминает: «Кабинет был велик, с лепными высоченными потолками, и там, наверху, во всех удобных и неудобных местах, были расположены цветные фрески: полуобнажённые, игриво настроенные девицы. Эти фрески оказали Николаю Павловичу неоценимую услугу. Дело в том, что периодически в кабинет являлся завхоз театра с портретом Сталина под мышкой и спрашивал: «Куда повесить?». Николай Павлович каждый раз изощрялся в придумывании сюжета отказа. Но однажды был придуман неопровержимый довод: он поднял вверх палец и, показав на обнажённых женщин, безмятежно взиравших на завхоза, который поднял на них глаза, сказал, что сам факт постоянного присутствия здесь фривольных особ навсегда исключает их соседство со строгим взглядом вождя. Завхоз удалился с портретом навсегда». Правда, у этой истории есть печальное продолжение - в конце-концов фрески были заштукатурены. Возможно, они, а также роспись и мозаичные полотна парадной лестницы, и подлежат реставрации-восстановлению, но это потребует больших материальных вложений.

            В эти же 50-е годы 20 века была сделана существующая поныне отделка зрительного зала Театра имени Ленсовета (по проекту архитектора Н.А.Митурича). Архитектурным акцентом интерьера является кессонированное перекрытие, выполненное из полированного дерева светлого тона. В центре перекрытия расположен гладкий плафон с хрустальною массивной люстрой, украшенной бронзовыми деталями. Антаблемент, падуга и обрамляющая кессоны плоскость потолка, выкрашенные в белый цвет, отделяют кессонированное перекрытие от стен цвета терракоты. Гармонично сочетаются с цветом стен точёные балясины центрального балкона и помещённые на фоне светлого дерева гипсовые барельефы, включённые в ограждения центрального балкона и боковых лож. В рисунке барельефов ощутимо влияние классицизма начала Х1Х века - времени создания самого здания. Отделку зала дополнили кресла светлого дерева с откидными сидениями, обитые вишнёвым бархатом. Последние по времени изменения интерьера зрительного зала связаны как раз с этими креслами, отслужившими свой 50-летний срок. В 2000 году они были заменены близкими по стилю и цветовой гамме креслами, но уже без откидных сидений, что привело к уменьшению зрительских мест в зале, сейчас их 589. Для завершения описания нынешнего внутреннего вида бывшего купеческого особняка добавим, что в 1974 году над зрительским рестораном была построена Малая сцена театра на 167 зрительских мест (после реконструкции 2011 года количество мест сократилось до 95).