Top.Mail.Ru

Ирина Савицкова: «Безумству храбрых поем мы песню!»

05.02.2009, Мария Кингисепп , -«Time Out Петербург», 2007, 4 - 17 мая.

Театр им. Ленсовета закрывает сезон премьерой спектакля «Варвары» по пьесе Максима Горького. О том, какие нешуточные страсти захватили героев, рассказывает исполнительница центральной роли Ирина Савицкова.

- Что вы почувствовали, получив роль Надежды Поликарповны Монаховой?

- Конечно, живейший интерес. Пьеса Горького - абсолютно на злобу дня. Актуальная, острая, конфликтная и безумно сложная. На сцене очень много персонажей, все они важны, всех нужно сплести как-то и каждого выделить. Главных героев нет, но у каждого, даже незначительного, персонажа в «Варварах» своя история, своя линия, своя судьба. 

- Какая же она, ваша героиня?

- Мне она сначала показалась очень странной женщиной. Неприкрытая, мечтательная, хотя уязвимой ее не назовешь - она ни на кого ни за что не обижается, у нее на все есть ответ, она не слышит того, чего не хочет слышать. 

- Но такие люди, как правило, долгожители. Живут своей правдой, как им удобно. А Надежда Поликарповна в финале вдруг словно сломалась: вышла и застрелилась.

- Она успела выстроить для себя какие-то приоритеты, порой достаточно жесткие, но в отношении мужчин все равно испытывала иллюзии. Между тем Монахова - сильная женщина и цельная личность, поэтому и делает свой непростой выбор, и имеет мужество ему следовать. Для меня сыграть просто чудачку или неадекватную даму было бы неинтересно. Должна получиться объемная, мозаичная история с глубоким характером, противоречивый и непростой образ. У Монаховой, как у любого человека, есть и отрицательные качества. Она никогда не прикидывается, говорит все, что думает, ведет себя шокирующее, а это выглядит непристойно и считается даже неприличным. Своего рыцаря она ни в чем не обвиняет, не развенчивает. Однажды полюбив, любит до конца, без страха и упрека, и уходит, как говорит один из персонажей, тихо, спокойно и просто. Это осознанный уход от страданий. Для этой бесстрашной женщины жизнь и любовь - это страсть, стихия, сметающая все на своем пути. «Безумству храбрых поем мы песню!» 

- И чтобы «спеть эту песню», вы взялись за эту роль, а театр - за эту пьесу?

- Мне кажется, сегодня отношение к искусству стало немного потребительским: если я заплатил за билет и пришел в театр, то будьте любезны, развлекайте меня и ублажайте! Мы давно существуем в основном по принципу фаст-фуда: быстро, легко, доступно. Мы зацикливаемся на своих бытовых проблемах, «и жить торопимся, и чувствовать спешим». Но за все рано или поздно придется ответить. В финале пьесы Монахов говорит: «Господа, что вы сделали? Вы человека убили!» А дальше идет очень важная ремарка: «Воет ветер». Словно душа плачет. Это провоцирует каждого человека в зрительном зале задуматься. Наша душа - это такой орган, который, в отличие от желудка, ума и сердца, все реже и реже подает голос. Но мы все чаще нуждаемся в «остановке по требованию души». Если такая остановка произойдет на нашем спектакле, это дорогого будет стоить.

Театр им. Ленсовета закрывает сезон премьерой спектакля «Варвары» по пьесе Максима Горького. О том, какие нешуточные страсти захватили героев, рассказывает исполнительница центральной роли Ирина Савицкова.

- Что вы почувствовали, получив роль Надежды Поликарповны Монаховой?

- Конечно, живейший интерес. Пьеса Горького - абсолютно на злобу дня. Актуальная, острая, конфликтная и безумно сложная. На сцене очень много персонажей, все они важны, всех нужно сплести как-то и каждого выделить. Главных героев нет, но у каждого, даже незначительного, персонажа в «Варварах» своя история, своя линия, своя судьба. 

- Какая же она, ваша героиня?

- Мне она сначала показалась очень странной женщиной. Неприкрытая, мечтательная, хотя уязвимой ее не назовешь - она ни на кого ни за что не обижается, у нее на все есть ответ, она не слышит того, чего не хочет слышать. 

- Но такие люди, как правило, долгожители. Живут своей правдой, как им удобно. А Надежда Поликарповна в финале вдруг словно сломалась: вышла и застрелилась.

- Она успела выстроить для себя какие-то приоритеты, порой достаточно жесткие, но в отношении мужчин все равно испытывала иллюзии. Между тем Монахова - сильная женщина и цельная личность, поэтому и делает свой непростой выбор, и имеет мужество ему следовать. Для меня сыграть просто чудачку или неадекватную даму было бы неинтересно. Должна получиться объемная, мозаичная история с глубоким характером, противоречивый и непростой образ. У Монаховой, как у любого человека, есть и отрицательные качества. Она никогда не прикидывается, говорит все, что думает, ведет себя шокирующее, а это выглядит непристойно и считается даже неприличным. Своего рыцаря она ни в чем не обвиняет, не развенчивает. Однажды полюбив, любит до конца, без страха и упрека, и уходит, как говорит один из персонажей, тихо, спокойно и просто. Это осознанный уход от страданий. Для этой бесстрашной женщины жизнь и любовь - это страсть, стихия, сметающая все на своем пути. «Безумству храбрых поем мы песню!» 

- И чтобы «спеть эту песню», вы взялись за эту роль, а театр - за эту пьесу?

- Мне кажется, сегодня отношение к искусству стало немного потребительским: если я заплатил за билет и пришел в театр, то будьте любезны, развлекайте меня и ублажайте! Мы давно существуем в основном по принципу фаст-фуда: быстро, легко, доступно. Мы зацикливаемся на своих бытовых проблемах, «и жить торопимся, и чувствовать спешим». Но за все рано или поздно придется ответить. В финале пьесы Монахов говорит: «Господа, что вы сделали? Вы человека убили!» А дальше идет очень важная ремарка: «Воет ветер». Словно душа плачет. Это провоцирует каждого человека в зрительном зале задуматься. Наша душа - это такой орган, который, в отличие от желудка, ума и сердца, все реже и реже подает голос. Но мы все чаще нуждаемся в «остановке по требованию души». Если такая остановка произойдет на нашем спектакле, это дорогого будет стоить.