Top.Mail.Ru

Чехов. Юбилей. Репетиция

Елена Алексеева,- «Санкт-Петербургские ведомости», 2009, 25 декабря


150 лет А. П. Чехову исполнится через месяц, но венки, корзины и подношения классику уже несут. Среди подарков - премьера в Театре Ленсовета

 

Под общим названием «Чеховъ. Водевиль »режиссер Андрей Прикотенко объединил пьесы« Предложение »,« Юбилей »и« О вреде табака », сделав главным героем Ивана Васильевича Ломова. В первом сюжете он - мужчина в критическом возрасте, с кучей хворей и причуд, приезжает к соседке, чтобы «исполнить свой долг», жениться. Наталья Степановна - девица изрядно перезрелая и уже отчаявшаяся найти жениха - замуж готова хоть сей час. Но быстро договориться о свадьбе им мешают недоразумения. Впрочем, какой же водевиль без недоразумений!? Вот и этот держится на путанице, шутках, нелепицах, доведенных до абсурда.
Столь же прочно спектакль опирается на актеров. Очевидно, именно наличие в труппе такого яркого характерного артиста, как Александр Новиков, позволило сложить три одноактовки в единый сюжет. Артист хорош не только в роли жениха, нарядившегося во фрак по столь торжественному поводу, но не расстающегося с вязаным чепчиком, уместным как во младенчестве, так и в преклонном возрасте. В образе бухгалтера банка, готовящего речь к юбилею, он прежде всего - жертва неудачного брака. После бурных домашних разборок он, помятый и страдающий «воспалением всего тела», тщетно пытается свести дебет с кредитом. А тут та же напасть - бабы, одолевающие глупыми речами и просьбами.
В заключительной части спектакля все тот же персонаж появляется перед почтенной публикой уже окончательно заезженным жизнью и злой женой - типичным неудачником. Смешки в зале постепенно стихают. По мере того как звучит лекция «О вреде табака», комический герой превращается в «трагика поневоле». И проступает тема, знакомая по главным чеховским произведениям: жизнь прошла впустую, не оправдав надежд, на нее возлагавшихся. Вспоминаешь и Сорина, и дядю Ваню, и Андрея Прозорова, и Иванова ... Ни одного из них пока не довелось сыграть Александру Новикову, за которым прочно закрепилось амплуа комика, но здесь, в пятнадцатиминутном монологе, он берет реванш, заставляя публику задуматься не только о герое спектакля, но и о собственной жизни.
На роль невесты и супруги Ломова режиссер пригласил недавнюю выпускницу Театральной академии Ульяну Фомичеву, обладательницу незаурядного темперамента и фактурной внешности. Этой героине повезло меньше, ничего, кроме фарса, от нее не требовалось. И все же в какой-то момент она не столько смешна, сколько растеряна: смотрит на беднягу Ломова как на последнюю, но незавидную надежду ...
Водевиль - жанр легкий. А когда на сцене такой актерский букет (кроме названных артистов участвуют: Евгений Филатов, Олег Андреев, Галина Субботина, Александра Камчатова), успех у публики заранее обеспечен. Но режиссер легких путей не ищет. Как видно, не считая Чехова достаточно современным и смешным, он по мере сил помогает классику (и артистам). Например, рисуя картину семейного счастья Ломова, уставляет сцену колыбельками и завешивает пеленками. Или заставляет немолодую и корпулентную даму Мерчуткину раздеваться и валить на пол директора банка Шипучина. Цель достигнута: публика хохочет не над шутками Антоши Чехонте, а над универсальной мизансценой: один залез под стол, а другой тащит его оттуда за ногу.
Спектакль, посвященный 150-летию Чехова, почему-то именно Чехову не слишком доверяет. О знаменитом подтексте и речи нет. Все сказано, досказано и жирно подчеркнуто. Классика, конечно, тем и хороша, что каждый трактует ее по своему разумению. Но если приходится выбирать между сходством с Гоголем (в стиле «Вечеров на хуторе близ Диканьки» решен первый акт) и «постмодернистской» драмой (с которой режиссер явно знаком), то неизвестно, что предпочесть.
Впрочем, мечтаешь все же о самом Антоне Павловиче. Чем ближе юбилей, тем больше спектаклей, но чаще это привет от первого провала «Чайки».
Елена Алексеева