Top.Mail.Ru

ЕВГЕНИЙ ФИЛАТОВ

Вера Николаева «Театральный Петербург», 2005, № 14, 1 – 30 сентября

Театр имени Ленсовета начинает сезон с праздника - 21 сентября исполняется 50 лет заслуженному артисту России Евгению Филатову. Замечательного артиста можно увидеть на сцене в первые же дни сезона в спектаклях «Фредерик, или Бульвар преступлений», «Снегири», «Заговор чувств», «Поживём - увидим!» 
Более 30 лет Театр имени Ленсовета - родной дом для Евгения Филатова. Тульский мальчишка стал ленинградцем в 1974 году, когда поступил на актёрский курс Игоря Петровича Владимирова. Настойчивость и вера в правильность выбора жизненного пути привела будущего артиста в Ленинград случайно: на Ярославском вокзале в Москве объявили о посадке на поезд до северной столицы, в которой юноша ни разу не был.. «Почему бы не попробовать там?» - решил Евгений, тем более что Москва отвергала его два года подряд - он «срезался» на третьих турах столичных театральных училищ. Видимо, справедливо сложившееся в театральных кругах мнение: Москва «любит» красивых и статных, с героико-романтической внешностью, а в Ленинграде умеют ценить острую характерность нестандартных актёрских данных. Как бы то ни было, Владимиров разглядел в Евгении Филатове артиста, а после окончания института оставил среди немногих счастливчиков в своём театре. 
В то время в «ленсоветовской» труппе была очень сильная конкуренция среди молодёжи: набирали силу первые выпускники Владимирова, взятые им в театр практически всем курсом под именем «Молодёжный театр». Театральный Ленинград уже знал и любил Сергея Мигицко, Владимира Матвеева, Олега Левакова... Быстро расцветал актёрский дар и сокурсника Евгения Баранова. Но Филатов сумел найти своё место в труппе. Яркая природная фактура, конечно же, диктовала режиссёрам назначать его на комические роли. Коронными ролями в этом амплуа стали его плутоватый, обаятельный хулиган Карлсон («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» Линдгрен), галерея острых гротесково-водевильных образов в спектакле «Смеяться, право, не грешно» (по театральным пародиям Кугеля и Евреинова), лукавые и капризные Короли («Снежная королева» Шварца и «Трубадур и его друзья» Ливанова и Энтина), бесхитростный, наивный Михаил Фёдорович Давыдов («Гусар из КГБ» Рацера и Константинова), темпераментный чудак Гурго («Адьютантша Его Величества» Губача) и многие другие. 
Однако артист умел не только смешить зрителя, хотя это качество великолепно, притягательно и ценно. Владимиров расширял диапазон артистов, искал новые грани и возможности таланта любимых учеников. Так Евгений Филатов стал бессменным Кругелем (играл эту роль 20 лет без замены!) в «Игроках» Гоголя, демонстрируя мастерство и жёсткость резонёра, который с филигранной тонкостью в компании таких же артистичных аферистов обводит вокруг пальца главного героя. Артист был ладным, ловким и жуликоватым Джекобом-Крючком в «Трехгрошовой опере» Брехта-Вайля; колоритным, лощёным фатом князем Дулебовым в «Талантах и поклонниках» Островского; восторженным театральным антрепренёром с кипучей энергией Кукиным в «Душечке» Чехова; благородным, бескорыстным помощником профессора Преображенского доктором Борменталем в «Собачьем сердце» Булгакова (вот где пригодились любовь и уважение к Мастеру, ведь профессора играл сам Владимиров); кичливым, красующимся Поэтом в «Карусели по г-ну Фрейду» Шницлера; амбициозным, но уязвлённым и жалким Иваном 2 в спектакле о карточном и жизненном азарте «С болваном» Хрякова. 
Сегодня его адвокат Мак-Комас в спектакле «Поживём - увидим!» Шоу искренне старается уладить чужой семейный конфликт, и становится очевидным, что страстный монолог о взаимопонимании, терпении и прощении выстрадан этим трогательным и одиноким человеком. В спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений» Шмитта Евгений Филатов играет театрального привратника Пипле, который скрашивает выдающемуся артисту французского бульварного театра Фредерику Леметру последние дни своим юмором, преданностью и добротой. 
Накануне юбилея артист получил настоящий подарок от театральной фортуны - блистательную роль старшины Акима Агафоновича Шпатора в спектакле «Снегири» Нины Садур по военному роману выдающегося российского писателя Виктора Астафьева. В центре драматической фантазии, действие которой разворачивается в далёком военном сибирском городке, - судьба поколения мальчишек-новобранцев, которые едва успевают «учить винтовку Мосина», чтобы, как темпераментно убеждает старшина, их не «пощёлкали, как цыплят» на позициях в первые же минуты. Что такое война, Аким Агафонович знает не понаслышке - он честно служил царю и отечеству фельдфебелем во время Первой мировой. Его говорок, стать, юмор, уважительное и внимательное отношение к солдату, даже самому никчёмному, - оттуда, из не такой уж и далекой «старорежимности». За эти «две вины» - за службу царю и за то, что он - из «русских немцев», Шпатор отсидел, и теперь не особенно боится высказать своё мнение даже въедливому лейтенанту-особисту. Шпатор Филатова всё видит, всё понимает, но знает и то, как перемалывает своими бесчувственными жерновами государственная машина маленького человека. Поэтому у него нет иллюзий, когда становится ясно, что братьям Снегирёвым за мнимое дезертирство (сбежали в родную деревню парного молока попить и мамку повидать) грозит «показательный» расстрел. Ребятишки-солдатики постоянно не по уставу называют старшину «дяденька», - и он, действительно, им - и дядька, и отец, и мать родная. Ему бы, такому уютному и справному, надёжному и мудрому нянчится с ними, как с внуками, учить их простым мирным делам - рыбалке, охоте, умению слышать и понимать пение птиц. Но он вынужден учить убивать, потому что этого требует Родина, попавшая в беду. Евгений Филатов вложил в своего старшину все свои знания о природе человека, весь профессиональный и человеческий опыт. Пожелаем артисту не менее ярких и глубоких работ на родной сцене.

Вера Николаева