Top.Mail.Ru

Играть можно только сердцем

Ольга ВОЛКОДАТОВА,- ПРОФЕССИЯ, 8- 15 сентября 2004

С Ириной Балай, актрисой Театра им. Ленсовета, я познакомилась 9 лет назад. Читатель без труда вспомнит, что это было не самое радостное время в жизни всей страны и каждого из нас в отдельности. Неизгладимым осталось впечатление, которое произвела на меня тогда Ирина Андреевна, и заголовок очерка, родившийся мгновенно, - "Передо мной портрет одной прекрасной дамы..." Тогда поводом для написания статьи стала премьера спектакля "Если проживу лето" в постановке Геннадия Тростянецкого по документальной повести белорусской писательницы Светланы Алексиевич "Цинковые мальчики", рассказавшей страшную правду об афганской войне. Сегодня - состоявшаяся этим летом премьера пьесы Сергея Серёгина "Некоторые подробности конца света " в постановке режиссера Тимура Насирова.

- Ирина Андреевна, говорят, что эта пьеса до сих пор вызывает бурные споры?
- Да, потому что она - удивительный сплав заурядных жизненных коллизий. которые легко спроецировать на свою жизнь или жизнь своих знакомых, и волшебного мира сказки. Это комедия и драма одновременно, где красной нитью проходит мысль: невозможно грешить и не нести за это ответственность. Четыре совершенно разные женщины - бывшая народная заседательница, бывший техник ЖЭКа, бывшая учительница, бывшая балерина, которую играю я, - собираются вместе, чтобы... Дальше рассказывать не буду. Но вы чувствуете, какая замечательная, какая разношерстая компания, какие разные должны быть характеры, темпераменты, язык, костюмы? И все это в пьесе есть! Сочный, образный язык, я просто купалась в тексте. Точно выписанные характеры, с большим юмором, по-доброму, и в каждом характере ясно читается прожитая героиней жизнь, ее индивидуальность, даже профессия.

- Из-за чего спорят?
- Каким бы феерическим ни было театральное "действо", если это настоящая драматургия, оно должно заставить зрителя "докапываться" до сути, пытаться понять, что хотел сказать автор. Театр - все-таки не реальная жизнь. Но вы же видите, выросло целое поколение, которое с упоением смотрит бесконечные сериалы, про бразильскую или американскую жизнь, которая оказывается близкой, понятной, простой и оттого такой притягательной. В театре зритель - соавтор, а для этого нужно душой потрудиться. Наверное, не всем хочется.
- На подобную роль, наверное, нужно долго настраиваться?
- В этот же день у меня была еще одна премьера, в Классическом театре, в "Трех сестрах" я играла Анфису. А между премьерами проливной летний дождь. Конечно, непросто, но что делать - такая профессия.
- Ирина Андреевна, вы более сорока лет служите в одном театре. Бывало ли вам когда-нибудь страшно на сцене?
- Конечно. Актерская профессия требует большого риска. Однажды много лет назад мне позвонил Николай Павлович Акимов и попросил заменить заболевшую актрису. Звонил он в 4 часа дня, а вечером я играла Аврору в "Дон Жуане".
- Это был незнакомый материал?
- Совершенно. Огромный массив стихов и ни одной репетиции с актерами. Более того, никто из партнеров не знал, что я буду играть. Актер, который играл Дон Жуана, когда увидел меня на сцене (мы с ним были знакомы по ТЮЗу) так растерялся, что забыл текст. Я не знала даже, какая будет музыка. Николай Павлович мне сказал: " Ты же музыкальная, ты услышишь и все поймешь". А какой был грим, парик, костюм шикарный! Все прошло великолепно.
- Может быть, дело в том, что "когда мы были молодые фонтаны били голубые..."?
- Вы думайте, я меньше рисковала, согласившись на роль восьмилетней девочки в мольеровском "Мнимом больном" у Геннадия Тростянецкого? Но и сегодня ее играю. Хотя в первый момент шок испытала я, потом с труппой случилось тоже самое. Я даже пошла к директору. Все встало на свои места только тогда, когда я поняла, что нужно режиссеру. А ему требовался парадокс, сильный гротеск. Я не раз видела этот спектакль. Везде Луизон - смиренная овечка. Моя Луизон - дерзкая ябеда. Глядя на препирательства Луизон с отцом, его играет Семен Стругачев, зал смеется, и главное, верит, крошка Луизон ничего не боится. Ключик к роли мы искали вместе. Умение слушать режиссера - это часть профессии. И конечно, нужно доверять друг другу. Но все-таки риск был огромный, а жизнь показала, что он был он оправдан.

- Что вы думаете о новациях в театральном деле?
- Я не люблю, когда тревожат классику. И дело совершенно не в возрасте или воспитании. Дайте себе труд прислушаться. Какой замечательный, конкретный язык и какие ясные, острые мысли, вечные темы, вечные ценности. Любовь, измена, смерть, рождение детей, верность, предательство, война и мир - темы, которые никуда не ушли из жизни. Хочешь экспериментировать, бери свежий материал! У нас много современных драматургов, это интересно мыслящие люди, которые живут рядом с нами.

- Не берусь перечислить все роли, которые вы сыграли в театре, в кино, на телевидении, но все-таки спрошу, какие героини вам ближе всего: царственные особы, интеллектуалки, стервы?
- Чем менее значителен человек, тем он мне интереснее. Трагедии маленького человека - это огромное зеркало, в котором отражается наша жизнь. Такие роли всегда непросты, играть их можно только сердцем. Иногда мне кажется, что актерское мастерство здесь не при чем. Если не пропускаешь этот сложный рисунок через сердце, ничего не получится. Я себя ругаю за такую отдачу, но по-другому нельзя, тогда не стоит служить в театре. Но какую бы роль мне ни дали, я ее полюблю.
- Интересно, молодые актеры, которые приходят в театр, разделяет ваше мнение?
- У них еще все впереди, но, конечно, они на нас похожи. Мы просто забыли, какими были сами. Я их очень люблю. У меня в гримерке молодежи всегда много, и все щебечут, как птицы. Но они очень тактичны. Когда мне нужно собраться перед спектаклем, они улетают. Очень трогательно обо мне заботятся. Это курс художественного руководителя нашего театра Владислава Пази. Ребятам повезло, что они попали к такому мастеру.
- Когда-то в театре шло много музыкальных спектаклей...
- Да-да... У нас даже был свой оркестр. И сегодня мы возвращаемся к этой традиции. Недавно состоялась премьера оперы для драматического театра "Владимирская площадь" в постановке Владислава Пази на музыку Александра Журбина. Либретто по повести Достоевского "Униженные и оскорбленные" написал В. Вербин. У меня там трагическая роль, я играю Анну Андреевну Ихменеву И пою... сердцем,
Ольга ВОЛКОДАТОВА