Top.Mail.Ru

Ирина Савицкова

Вера Николаева, - «Театральный Петербург», 2007, № 8, 1 - 15 мая.

Всерьёз об актрисе Театра имени Ленсовета Ирине Савицковой заговорили после премьеры чеховской «Душечки». Но вскоре она, повторив судьбу своей героини Оленьки Племянниковой, как настоящая «декабристка», отправилась вместе с мужем - режиссёром Александром Галибиным - в Новосибирский театр «Глобус». Последовали годы успешной работы в Сибири, возвращение в Санкт-Петербург, работа семейного дуэта в Александринском театре, увенчавшаяся громкой премьерой «Норы» Ибсена, и - возвращение на «ленсоветовскую» сцену. Незаслуженно быстро исчезнувшая из репертуара «Душечка» вернулась на афишу, совсем недавно сыграна премьера спектакля «Смешные деньги», где Ирина Савицкова неожиданно для многих блеснула в острой комедийной роли. В конце апреля должна состояться премьера пьесы «Варвары», в которой вместе с Максимом Горьким режиссёр спектакля Александр Нордштрем и актёры будут разбираться, как кошмар и абсурд повседневности, нереализованные стремления, неотчётливые мечты, неутолённые амбиции и невоплощённые желания заставляют предъявлять жёсткие «счета» к жизни и к близким людям. В «Варварах» есть и «пять пудов любви», и буйная слепота страстей, и схватка старого и нового миропорядка, и псевдоромантические безумства. Ирина Савицкова сыграет в спектакле Надежду Монахову. 

Кор. Скажите честно: Вас, как зрителя, привлекло бы имя Максима Горького на театральной афише? 

- Одиозность Горького, как автора исключительно романа «Мать», как «глашатая революции» сильно преувеличена. Художественный диалог с его драматургией сегодня возможен и может быть чрезвычайно интересным. Мне кажется, что Горький - несомненно великий русский драматург, а «Варвары» - одна из лучших его пьес. Она удивительно созвучна сегодняшнему дню, словно и не прошло 100 лет со дня её написания. В пьесе 23 персонажа - и все выписаны индивидуально, с подробностями, тонкостями и нюансами характеров, судеб. А как он всех жёстко и остро завязывает в один сюжетный клубок! По одной этой пьесе можно понять и почувствовать, каким Горький был глубоким человеком, с ранимой, страдающей, мятущейся душой. 

Кор. Для Вас драматургия Горького естественным образом продолжает ряд - Тургенев, Островский, Толстой, Чехов?

- Безусловно. Сейчас скажу, может быть, крамольную мысль, но для меня мой любимейший Чехов-драматург - более литературен, чем драматург Горький. 

Кор. Здесь надобно объясниться...

- Очень трудно своё внутреннее ощущение выразить словами, но Чехов, как мне чувствуется, писал пьесы настроенческие, атмосферные, где герой - только коллективный, то есть каждый - какая-то нотка в общей партитуре оркестра. Горький же в пьесах выписывает роли-соло, каждый герой имеет плоть и кровь, мотивацию поведения, перспективу. Образ, индивидуальность развивается по своим законам, даже ремарки Горького - тонкие подсказки для актёров, как им вести своего героя по сюжету, по действию. Именно театральная природа Горьким взята в его пьесах за основу. Это - настоящие пьесы для театра. 

Кор. Какое соло должна исполнить в спектакле Ваша героиня - Надежда Поликарповна Монахова? 

- Горький сочинил женщину чудную (с ударением на последнем слоге), с нереализованным женским началом, с невоплощёнными мечтами. Такие женщины всегда трагичны и могут быть порою опасны. Это сегодня они могут уйти в бизнес или в политику, в лучшем случае - вложить всю себя в детей. Но и это - перекос, потому что искорёженная природа недолюбленных и недолюбивших женщин непредсказуема. Женщине от природы дано больше любви, и эту любовь любая женщина стремится тратить, отдавать по максимуму. Моя Надежда - романтик, мечтатель «без страха и упрёка», при этом - жена нелюбимого мужа (Монахова играет Евгений Филатов - В.Н.). А только в любви женщина может состояться вполне, она в ней продолжается, воплощается, растворяется, черпает силы. 

Кор. Согласитесь, нереализованность Надежды Монаховой приводит к довольно страшным изменениям в её характере. Даже муж её побаивается, относится, как к какому-то инопланетному созданию. 

- Да, его попытки подшучивать над Надеждой - не что иное, как защитная реакция, желание опростить то сложное, что страшит его в жене. Надежда сделала главный выбор - она хочет любить, она ищет Героя, она желает воплощения в мужчине. И Горький, - как мы знаем, страстно увлечённый ницшеанством, - показывает, как этот выбор вступает в конфликт с окружающим миром, этому выбору не соответствующим. Жёсткая целеустремлённость человека порой вызывает отторжение среды, отпугивает. Надежда требовательна в своём поиске, черства ко всему, что мешает её главной задаче - найти человека и любить его, отдать ему всю себя. Но её одержимость ведь и привлекает людей, вот в чём секрет. Она отнюдь не пугало. К ней прикипают почти все мужчины пьесы, многие её любят - каждый по-своему, погибают из-за неё, стреляются. Надежда Поликарповна сексуально привлекательна, притягивающа, обладает манкостью.

Кор. Мне кажется, мужчины словно под гипнозом находятся рядом с этой женщиной. 

- Да, важный вопрос: в чём гипнотическое действие героини? Одно из главных её человеческих качеств, которое обескураживает людей - она не умеет лукавить, притворяться. Её искренность граничит с прямолинейностью, её простодушие сродни юродству. Она с уверенностью блаженной говорит людям правду, истину. Конечно, это вызывает шок. Надежда говорит: «Настоящая любовь - это та, которая на всю жизнь». Максимализм? Да. И некоторые воспринимают это, как бред, чушь, ерунду. Она ежесекундно ставит себя в смешное, неприличное положение, ей говорят об этом, а она этого не понимает, не чувствует. Она публично обижает мужа - и не считает это неправильным. Ибо, по её мнению, заслужил. 

Кор. Не слишком-то артистократично или, если хотите, интеллигентно.

- А Горький ведь Монахову сделал мещанкой, дал ей отчество Поликарповна. Кстати говоря, артистократизм женскую природу склоняет к притворству, за хорошими манерами скрывается порой бездна вранья и лжи. Моя героиня же никогда ничего не играет, не изображает - в каждую секунду сценического существования у неё подлинные реакции и действия. В ней нет ни секунды кокетства, нет маски. Она может подойти к жене и сказать публично комплимент о её муже, не стесняясь. 

Кор. Но всё же женское чутьё её подводит: Егор Черкун (артист Артур Ваха - В.Н.), возведённый ею на пьедестал героя, не соответствует в результате её мечтам. 

- У Надежды были основания для возведения Черкуна на пьедестал. Она впервые увидела человека, который приехал в захолустье делать настоящее дело, преобразовывать мир. Не разговоры разговаривать и рыбу удить, а заниматься настоящим мужским делом, менять жизнь. Строительство железной дороги - это как прыжок в будущее, символическая во многом история в пьесе Горького. У Черкуна глаза горят, он резкий и жёсткий, он притягивает своей мужской силой, энергией, искрой. Надежда такого человека увидела впервые в жизни, он - воплощение романтического героя, сошедшего со страниц романов, которыми она зачитывается. И она не видит, как он к финалу пьесы угасает, опускается, она видит в нём по-прежнему только лучшее. У неё звериный, животный нюх на настоящее, подлинное в человеке. И она считает, что способна эту искру в любимом человеке поддерживать. Это и есть настоящая любовь. Она в Черкуне не разочаровывается, она его отказ от неё, его испуг воспринимает, как своё поражение. Она его ни в чём не обвиняет, а говорит - «никто не может меня любить». 

Она и из жизни уходит так, что приводит всех в шок. Цыганов (артист Владимир Матвеев - В.Н.) говорит: «Как спокойно, холодно и просто она это сделала...» Поднесла на его глазах и на глазах мужа пистолет к виску и выстрелила. Без суеты, истерики, слёз, без страдания. Горький лишает её страдания - если бы она была способна страдать, - может быть, и самоубийства бы не совершила. Поплакала бы над разбившейся мечтой, наконец. А потом увидела бы собственного мужа другими глазами, пожалела бы. Но она и сама не страдает, и не видит страдания других. Однако ценность её в том, что она своим присутствием в мире и своим уходом из него изменила всех окружающих. Конечно, этот образ Горьким сконструирован, читается и перекличка с героинями Ибсена, например - с Геддой Габлер. Сейчас работа над пьесой в самом разгаре, и разгадка женской тайны Надежды Монаховой нам ещё предстоит.

Беседу вела Вера Николаева