Top.Mail.Ru

Иван Благодёр: «В каждой строчке – сюжет человеческой жизни»

Вера Николаева,- «Невский театрал», 2014, № 8 (10), сентябрь

Заслуженный артист России Иван Благодёр, профессор, заведующий кафедрой вокала и музыкального воспитания Театральной академии,  в Петербурге  нарасхват. 2 сентября Театр имени Ленсовета открывает 81-ый сезон премьерой спектакля «КАБАРЕ БРЕХТ» по текстам Бертольта Брехта и музыке Курта Вайля, над которым  он работал вместе с режиссёром-постановщиком  Юрием Бутусовым. На сцене - выпускники актёрского курса Академии (мастер курса – народная артистка России Анна Алексахина). Премьеру они играют в новом статусе – артистов Студии Театра имени Ленсовета.

- Недавно «Петербургский театральный журнал» опрашивал режиссёров о роли музыки в спектаклях. Юрий Бутусов ответил так: «Театр – это и есть музыка. Только там ещё немножечко разговаривают. Хотя, впрочем, и это тоже – музыка». Такая позиция вам близка?

- Полностью с ним согласен. Ёмкий ответ. Действительно, в хорошем спектакле интонационный строй – не случаен, фраза строится по законам музыки. Я работаю в Александринском театре с режиссёром Валерием Фокиным, для которого такое представление  о звучании спектакля тоже очевидно. Правильно настроить артиста, его голосовой аппарат – это всё равно, что настроить инструмент в оркестре. Это ведь – способ настройки души, чтобы передать состояние, внутренний мир человека, его взаимоотношения с внешним миром.

- Вы же уже встречались с Юрием Бутусовым на территории Бертольта Брехта?

- Да, несколько лет назад мы сделали совместно в Александринском театре спектакль «Человек=Человек» по пьесе «Что тот солдат, что этот». Спектакль шёл под живой оркестр, музыкальный ряд был освоен максимально.

- Как складывалась работа над спектаклем «КАБАРЕ БРЕХТ»? Вы участвовали в наборе этого актёрского курса – целенаправленно  выискивали поющих абитуриентов?

- Я так никогда не делаю. Если видно, что юноша или девушка на что-то способны драматически, то не ставлю палки в колёса, если они неважно спели песенку на приёме. Всё это можно развить. На этом курсе запели многие, у которых просто был плохой слух. Я ведь этим занимаюсь тридцать лет.  А предметно театральных вокальных педагогов практически нет в городе, и это очень плохо.

- Потому что узкие специалисты по вокалу насильно стараются учить драматических артистов петь по-оперному?

- Вот именно. Всякое желание учиться у наших студентов пропадает, если педагог по-консерваторски два часа тупо выверяет с ними ноту «си». Ведь пение – это  не главная специализация драматического артиста. Он должен петь, как я это называю, «персонажно», от лица кого-то, от характера.

- И можно этому научить табуретку безголосую?

- Можно. Это вопрос механизмов и технологий. Работа над музыкальным материалом началась с ребятами с первого курса. Мы с ними стали осваивать музыку Курта Вайля с первых шагов. Мне хотелось сразу окунуть их в серьёзный материал, сложный, неизвестный им. Ведь студенты на вступительных экзаменах поют всякую белиберду, звучащую из телевизора, в лучшем случае – народные песни, романсы. Со вкусом плоховато у большинства. Я на одном из первых занятий показал им концерт выдающейся немецкой актрисы Уте Лемпер, где она поёт зонги Вайля, ребята были в шоке от мощи, красоты, силы этого материала. Я объяснил им на её примере наглядно, что такое актёрское, драматическое пение. И, конечно, что такое – Курт Вайль. Это сложная музыка, порою нестандартно-кривая, острая, и слова важнейшую роль играют, все детали, паузы, проживание текста, в котором есть и юмор, и трагедия. Уте Лемпер делает это превосходно, эталонно. И вот к концу третьего курса был набран довольно обширный вайлевский репертуар, причём разных периодов его творчества, на языке оригинала – немецком, английском, французском. Всё это было показано Юрию Бутусову, он был поражён качеством исполнения, и загорелся сделать спектакль на текстах Бертольта Брехта и музыке Курта Вайля.  Было реально жалко расставаться с этим материалом.

- Счастье ваше, что фигура Бертольта Брехта занимает режиссёра давно и всерьёз.

- Да, интерес к этой личности, во многом не разгаданной по сию пору, у Бутусова огромен. И музыка Вайля его «взяла», причём, думаю, многое он услышал впервые. Ведь российские профессиональные вокалисты эту музыку практически не поют, её не услышишь у нас на концертах. Она очень сложна для исполнения вокалистов-классиков по техническим задачам, отпугивает их. Она сверхдраматична, её просто так не проголосишь, ноты выводя, там в каждой строчке – сюжет человеческой жизни. Надо иметь творческую и человеческую смелость, чтобы это петь.

- Так это ваша личная смелость – направить юные души на освоение такого материала?

- Я стараюсь заниматься тем, что мне интересно. Тогда только и происходит процесс «заражения» молодых. Главное – этот материал позволяет наглядно объяснить, что такое «персонажное» пение в драматическом театре. Любой зонг Вайля-Брехта – это маленькая трёх-четырёх минутная жизнь, с развитием сюжета, с раскрытием внутреннего драматизма личности. Должна работать каждая фраза, каждая пауза.

- Песня получается локальной драматической сценкой, миниатюрой?

- Совершенно верно. Только тогда драматическому актёру интересно работать. Ему не интересно просто правильно петь ноты. Для этого есть караоке и дружеские  застолья.

- Вы могли в начале пути предполагать, что студенческая учебная  работа выльется в такой грандиозный спектакль?

- Я сознательно четыре года вёл ребят к этой вершине. Нужно было научить их соединять музыкальное и драматическое. Есть ведь много проблем у поющего драматического артиста. Например, как органично перейти с голоса речевого на вокальный, чтобы это не выглядело дико, не разрушало, не перечёркивало образ, характер персонажа. Ребята «пахали», как сумасшедшие, им хотелось достичь высокого драматического уровня. А когда подключился режиссёр со своим видением материала, со своим масштабом размышлений о личности Бертольта Брехта, всё встало на свои места. Я уверен, что этот спектакль будет оценён, как один из самых значимых в режиссёрской биографии Юрия Бутусова. Спектакль получился о мучительной жизни художника, творца, он многослоен, в сюжете переплетаются реальные людские судьбы с образами героев пьес и мюзиклов, при этом проглядывают личности самих исполнителей, их актёрские амбиции, их человеческие предпочтения. Смотреть на это – огромное наслаждение. И слушать.

 

Текст:  Вера Николаева