Этот роскошный особняк на Владимирском проспекте, 12, знает не одно поколение петербуржцев. В XIX веке здесь размещались покои Корсаковых-Голицыных, затем Купеческий клуб, а после 1917 года – учреждения культуры. И только после войны здесь получил прописку Театр имени Ленсовета.
Сегодня мы вместе с заведующей музеем Верой Матвеевой пройдем по историческому зданию, заглянем в потаенные уголки и послушаем рассказы о его обитателях.
Парадная анфилада
Судьба театра неотделима от судьбы здания. Вот только если постройке архитектора Андрея Михайлова-второго вот-вот исполнится 200 лет, то театру – только 90.
Не все знают, что это уже третий его адрес. Родился коллектив, который тогда назывался «Новый театр», 19 ноября 1933 года в доме бывшей Голландской церкви (Невский проспект, 20). Однако вскоре там случился пожар, и труппа перебралась на Рубинштейна, 13 (сегодня там музыкальный театр «Зазеркалье»).
Театр менял не только адреса, но и название. Он был и Новым, и Открытым. В 1953 году ему было присвоено имя Ленинградского Совета.
Поднимаемся по парадной лестнице, которая после реставрации выглядит почти так же, как много лет назад, и оказываемся в парадной анфиладе.
Те, кто не был в театре несколько лет, увидят Зеркальную залу такой впервые. Потому что здесь провели серьезную научную художественную реставрацию.
«Когда я пришла в театр, потолочная лепнина была заштукатурена, какие-то ее части просто отвалились. А двери сверху донизу были закрашены белой масляной краской», – вспоминает Вера Матвеева.
Сегодня двери снова стали золотыми, прежний блеск вернули и потолочной раме, и все – по технологии XIX века.
«Мне всегда казалось, что позолоту наносят специальными кисточками. Оказывается, руками. Девушки, которые здесь работали, раз пять полностью стирали себе подушечки пальцев. Это героический труд!» – восхищается наш экскурсовод.
Восстановили и двери. Сначала специальными инструментами нанесли на них рисунок, а потом осторожно вдавили в него золото – ювелирная операция! Двери необычайно хороши. И чтобы сфотографироваться на их фоне, всегда выстраивается очередь.
В следующем парадном зале больше всего поражает потолок. Кажется, что он целиком из дерева. На самом деле это гипс, покрашенный под орех. Его периодически моют с мылом и подновляют щербинки.
В третьем, дубовом зале внимание привлекают напольные барельефы-кариатиды. Обычно такие девушки держат потолок руками. А в театре – кокошниками, редчайший случай. И, конечно, необыкновенной красоты дубовый камин с гербом князей Голицыных и экзотическими фавнами.
Легендарный худрук
Впрочем, не все в особняке осталось таким же, как при Корсаковых-Голицыных. Например, в нынешнем Колонном фойе некогда располагался едва ли не самый роскошный в Петербурге зимний сад – с огромной стеклянной стеной, фонтаном и живыми субтропическими растениями. Увы, война и время не пощадили эту красоту, также как и литые чугунные колонны, из которых сохранился лишь один фрагмент.
А там, где некогда был бальный зал, теперь располагаются сцена и зрительские кресла. Говорят, что легендарный ленсоветовский худрук Игорь Владимиров любил сидеть не в зале, как, например, его учитель Георгий Товстоногов, а на специальном стуле в звуколоже под балконом, справа от сцены.
«Оттуда он мог видеть весь зрительный зал, понимал, как он реагирует. И в то же время видел сцену», – поясняет Вера Матвеева. А вот нынешний худрук Лариса Луппиан предпочитает смотреть спектакль либо из директорской ложи, либо из зала. Для нее, как актрисы, важно видеть лица коллег, играющих в спектакле.
«Сцена по технологии у нас очень старенькая и, конечно, требует переоборудования», – сетует Вера Матвеева. Но в будущее смотрит с оптимизмом. Сделали реставрацию – сделают и сцену. Это лишь вопрос времени.
В Театре имени Ленсовета до сих пор работают шесть поколений выпускников Владимирова.
«Полное ощущение, что он здесь ходит. Потому что Игорь Петрович руководил театром без одного года 40 лет. И в Театре имени Ленсовета до сих пор служат те, кого он принимал на работу», – говорит Вера Матвеева.
Второй дом
По узенькому коридору, мимо сцены, идем во флигель, где располагается все закулисье, – гримерки, костюмерный, реквизиторский и другие цеха.
Заглядываем в одну из узеньких комнаток и удивляемся – как здесь размещается сразу столько артистов!
«У нас никогда не было персональных гримерок. В каждом «пенальчике» сидит от четырех до шести человек. Все наши звезды каких угодно лет так и размещались. Например, Алиса Фрейндлих жила в пятой гримерной, и рядом с ней было еще три человека. Анна Ковальчук тоже делит гримерку с четырьмя коллегами», – рассказывает Вера Матвеева.
На третьем этаже нас ждет еще один сюрприз – Малая сцена театра. Она открылась только в 1974 году, и история ее появления заслуживает внимания.
Когда Игорь Владимиров выпускал свой первый, знаменитый актерский курс, он решил оставить его в театре и открыть для него молодежное пространство. Вместе с инженерами-проектировщиками (по первому образованию он был инженер-корабел) стали искать место. И придумали немного «укоротить» высоту зала зрительского ресторана (кстати, бывшей парадной столовой Корсаковых-Голицыных), вписав под ее потолок Малую сцену.
«Это пространство для нас очень важно. Потому что артисты находятся очень близко к зрителям. Только вместе с ними, чувствуя реакцию публики, можно стать настоящим профессионалом», – убеждена Вера Матвеева.
Здесь свои гримерки, но не закрепленные за определенными артистами, а общие.
«Гримерка – это второй дом артиста. Здесь ты порой проводишь больше времени, чем дома», – говорит зав. музеем.
Сюда приходят с грудничками, с колясками, с детьми, которые под присмотром коллег готовят уроки. Объясняется все просто: молодые мамочки не хотят терять время, тем более что это опасно: пока сидишь дома, твою роль могут отдать другому. И тогда, вернувшись в театр, придется все начинать с нуля.
Тем не менее рожают в театре много. Например, актриса Маргарита Иванова родила уже пятого ребенка. Есть и несколько актерских династий.
«Театр – это семья. По-другому здесь работать невозможно. Либо ты включился в ее ритм и отношения, либо нет. Но такие люди у нас надолго не задерживаются», – подытоживает Вера Матвеева.