Top.Mail.Ru

ЛАРИСА ЛУППИАН: "МОЯ ЖОРЖ ТОРГОВАЛА ФИАЛКАМИ"

Елена ДОБРЯКОВА, - «Невское время», 20.02.2007

Известная актриса признается, что семья для нее важнее театра


Сегодня в Театре имени Ленсовета в сотый раз пройдет спектакль "Фредерик, или Бульвар преступлений". Постановка была осуществлена четыре года назад художественным руководителем театра Владиславом Пази. Уже нет на свете Пази, а спектакль продолжает жить своей очень напряженной внутренней жизнью. Прекрасно принятый и оцененный публикой и критикой, "Фредерик..." растет, меняется...
"Владислав Пази, обратившись к пьесе известного французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта, уже видел исполнителями главных ролей - Фредерика-Леметра и мадемуазель Жорж - народных артистов России Сергея Мигицко и Ларису Луппиан, - рассказывает предысторию заведующая литературной частью Вера Матвеева. - Это было точное попадание. И те зрители, кто следил за творческой и человеческой судьбой известных артистов (а ведь оба, и Сергей, и Лариса, служат Театру им. Ленсовета больше тридцати лет), не могли не заметить некоторого сходства с персонажами. Получался эффект реального спектакля в спектакле театральном". 
Накануне юбилейного представления мы встретились с Ларисой Регинальдовной, чтобы поговорить о спектакле, о мадемуазель Жорж, о ней самой.

БЕСКОНЕЧНЫЙ ФРЕДЕРИК

- Вы знали, что Владислав Борисович Пази видел вас в этой роли задолго до назначения?
- Нет, он не ставил меня в известность. Возможно, он мог пригласить и какую-то другую актрису, я реально смотрю на эти вещи. Вообще роль для актрисы внешне более крупной, высокой, более статной, в теле, что ли, типа Нонны Мордюковой. Помните ее в водевиле "Лев Гурыч Синичкин"? 
- Но ведь ваша героиня говорит, что "после нескольких лет игры лицо актера больше не имеет черт, оно становится песком, на котором пишут и стирают свои судьбы разные персонажи". Настоящему артисту все роли могут быть подвластны...
- Наверное, так. Спасибо Владиславу Борисовичу, что он разглядел во мне мадемуазель Жорж. Это фарсовая роль.
- Вы, как актриса, находите что-то общее со своей героиней?
- Мадемуазель Жорж - примадонна, со своими капризами, выходками - я проще, мягче, скромнее и вообще не могу назвать себя примадонной. И потом, я не ставлю для себя работу на первое место, как моя героиня. Для меня семья все-таки выше. Мадемуазель Жорж до фанатизма служит искусству, и в этом горении сжигается ее молодость, ее надежды, ее жизнь. Но пока она актриса, она живет только театром. Недаром она говорит героине спектакля Красотке, что не стоит слишком носиться со своей молодостью, это переходный период.

"ШИТЬ И ВЯЗАТЬ НЕ УМЕЮ..."

- А ваша молодость вас увлекала куда-то не туда?
- Моя молодость усыпила мою бдительность. У меня был такой успех, когда я только начинала работать в Театре Ленсовета у Игоря Владимирова! Я столько играла, столько было внимания прессы, телевидения!.. Я думала, что так будет всегда. Но потом я шесть лет не имела никаких ролей. Может, это было и к лучшему. Я спокойно родила Сережу и хорошо его воспитала. Но все-таки точила неудовлетворенность. Потом Миша (муж Ларисы Луппиан - Михаил Боярский. - Прим. авт.) стал меня уговаривать покинуть профессию - он тогда стал успешным, знаменитым, отлично зарабатывал. Тем более я уже Лизу родила. Но я гибкую женскую политику провела и осталась в театре. Наверное, это какая-то необходимая составляющая моей жизни. Во мне это уживается достаточно гармонично - быт, борщ, уборка квартиры и работа, роли, сцена.
- Вы для себя не проигрываете судьбу мадемуазель Жорж - одиночество, ненужность как актрисы?
- Почему же, ко всему надо быть готовым в жизни. И к старости надо быть готовым, чтобы не было ужасного разочарования. Спектакль "Фредерик...", по большому счету, о судьбах множества актеров. Показан путь от начала и до конца. Путь от блистательных успехов на сцене к одиночеству, к неустроенной жизни. Леметр умирает от тяжелой болезни, Жорж торгует фиалками на углу. История, типичная для многих актеров и в нашей стране, и вообще в мире, думаю. Сейчас много передач об артистах - вот они в 60-70-е блистали, а ныне умирают в нищете без близких, без детей.
- А что бы вы стали делать в старости?
- Я об этом еще не думала. Конечно, я буду заниматься внуками. Потом у меня много подруг. Я очень люблю ходить в театры. Еще люблю на даче прогулки в лес за грибами и цветами. Шить и вязать не умею, в огороде тоже не люблю копаться... Ну, я найду себе занятие.

УТРО В "КРЕСТАХ"

- Что-то мы о старости. Вы в прекрасной форме, такая молодая, стройная, энергичная. Как вам удается так замечательно держаться, откуда силы берете? 
- Мой надежный тыл дает силы, я очень люблю своих детей. Рада, что дочь еще продолжает жить с нами - ей очень уютно, комфортно дома. А еще я, конечно, не анализировала, но, наверное, то, что после большого интервала в творчестве случился прорыв, - я это воспринимаю как начало еще одной моей жизни. 
- Сейчас вы не отказываетесь ни от каких ролей?
- Нет, бывает, что отказываюсь от чего-нибудь совсем неприличного. Бывают такие режиссеры, такие антрепризные группы - не совсем хорошего уровня.
- А в сериалах снимаетесь?
- И в "Убойной силе", и в "Улицах разбитых фонарей", и еще где-то. Думаешь: ну почему бы и нет? Я вот недавно все утро проторчала в "Крестах" - там холод дикий. Даже не знаю, как называется сериал, снимает студия "Панорама". Я там буду играть следователя.
- А вы отдаете свои фотографии на студии, как это принято?
- Нет, я никуда ничего не отдаю. Думаю, если бы отдавала, то у меня было бы намного больше работы. Но мне, наверное, это уже не нужно. Другое дело, когда сами звонят, просят. Вот как Птушкина - она меня знает и снимает безо всяких проб. Скоро в Москве начнутся съемки ее картины "Браво, Лауренсия!" Я там сыграю маму, которая очень любит своего сына. 
- А какие роли вы особенно любите?
- Разные, разные. Может быть, особенно те, где я играю мать, жену. Наверное, и режиссеры чувствуют эти мои предпочтения. Вот недавно Василий Сенин пригласил меня на роль Марты в спектакль "Кто боится Вирджинии Вульф?". Он поставил его в театре "Приют комедианта". Сложная, психологическая роль. Она меня заставляет многое переосмыслить.
- Эта роль затмила мадемуазель Жорж?
- Немного да. Это новое, свежее. Жаль только, что спектакль играется редко - актеры в "Приюте комедианта" собраны из разных театров, не всегда могут собраться вместе. А от редкой игры может наступить охлаждение, актеры в конце концов перестают понимать, что им нужно друг от друга. Разрушается сцепка эмоциональная, остается рациональное. И вот уже есть просто отдельные реплики и монологи. "Фредерик..." в этом смысле очень живой.
- В чем же его успех? 
- Думаю, спектакль очень хорош по режиссуре. И тогда он может меняться только в лучшую сторону. А если нет такой крепкой канвы...

СПРАВКА "НВ"

Пьеса французского драматурга Э.-Э. Шмитта "Фредерик, или Бульвар преступлений" рассказывает о судьбе выдающегося артиста французского романтизма Антуана Луи Проспера Леметра, вошедшего в историю под именем Фредерик-Леметр. В XIX веке актер блистал на сценах театров, которые располагались на знаменитом парижском бульваре Тампль. Шмитт сочинил пьесу-фантазию, в которой восторженно раскланялся перед самой восхитительной в мире игрой - Театром. И в свою очередь посвятил пьесу знаменитому Жану-Полю Бельмондо, который мечтал сыграть Фредерика-Леметра. 
Первая постановка была осуществлена в Париже в 1998 году в театре Мариньи с участием Бельмондо. В России пьесу подхватил Театр им. Вахтангова: там Леметра и мадемуазель Жорж сыграли Василий Лановой и Наталья Тенякова. Московскую постановку Эрик-Эммануэль Шмитт не видел, а в Питер пожаловал и от спектакля в Театре им. Ленсовета пришел в восторг. Хотя не знал ни слова по-русски. Он сказал, что наши актеры психологически более точно, чем французы, передали характеры персонажей. Шмитт расчувствовался до слез.

 

Елена Добрякова