Как многомерна человеческая жизнь. Как извилист путь к пониманию самого себя. Дантовское устройство вселенной — реальность многих людей, а не мифическое представление о загробном будущем.
В Театре имени Ленсовета режиссер Айдар Заббаров выпустил премьеру — спектакль «Воскресение» по роману Льва Толстого. Это - исповедь Катюши Масловой, история ее духовного возрождения, наблюдение за жизнью некогда близкого ей князя Нехлюдова. В главных ролях — Римма Саркисян и Илья Дель. Мракобесие сущего, животность инстинктов, несправедливость бытия вступают в борьбу с тягой человека к свету, правде, добру. Толстовское двуединство человеческой души предстает во всем своем изломанном противоречии.
Именно глазами Катюши Масловой мы смотрим на происходящие события. Она ведет рассказ, вспоминая свое прошлое и анализируя путь, который прошла. Объектом ее размышлений становится князь Дмитрий Нехлюдов, сыгравший роковую роль в ее жизни. В отличие от романа Л.Н. Толстого, в котором призмой происходящего является Дмитрий Нехлюдов, здесь мы видим героя со стороны. Режиссер, передавая авторское слово Катюше Масловой, подсказывает зрителю, какую огромную духовную работу она проделала. В спектакле дается лишь намек на то, что она стала общаться с политическими заключенными, история оказывается с открытым финалом — героиня отпускает Нехлюдова, который, как она считает, настрадался сполна и больше не должен следовать за ней на каторгу. Будущее героев туманно, но они искренны и тверды в своих решениях начать новую жизнь.
Пространство художника Булата Ибрагимова представляет собой разрезанную наискосок высоченной стеной коробку сцены с туннельным проходом посередине. Именно оттуда, как из ада, выплывают воспоминания — идут вереницы обезличенных мужчин в масках животных, заключенных, презрительно называемых господами «народ», единообразно одетых и тоже лишенных индивидуальности, женщин легкого поведения, нашедших свою миссию в удовлетворении мужчин и поэтому считающих себя важными элементами общества. Сценография богата метафорами. Хрустальная люстра, покоящаяся на полу, — не только арфа, на которой играет невеста Нехлюдова, но и крушение привычного представления героя о некогда близком и понятном мире аристократии. Огромный деревянный крест, у подножья которого сидит в раздумьях Катюша, символизирует тяжесть пути и принятия своего нового статуса «каторжная». Но и Нехлюдов несет свой крест. Звукопись спектакля наглядно рисует периоды жизни героини: светлое, наполненное звуками природы бытие в деревне сопровождается французским шансоном, порочное существование в публичном доме — композицией Jastin Gurwiz «I Want A Man» из фильма «Вавилон», а тоскливое ощущение своей неприкаянности с самого рождения — фольклорным напевом «Хороша я, хороша».
Лишенная родительской ласки, Катюша искренне любит тетушку (Ирина Ракшина) и юного Нехлюдова, чисто и восторженно воспринимающего жизнь. Римма Саркисян рисует грани человеческой души, так легко падающей в пропасть отчаяния и с большим трудом вновь открывающей сердце. Героиня учится уважать себя и других и по-новому смотрит на мир. Актриса играет сильную и несломленную женщину, в которой ждут своего часа некогда посеянные зёрна любви.
Путь князя Дмитрия Нехлюдова, живущего в роскоши, как кривое зеркало отражает путь Катюши Масловой. Он спрашивает её: «Почему публичный дом?», но так же можно спросить и у него, почему его жизнь была наполнена развратом, лицемерием и равнодушием к окружающим. Эпизод второго посещения тетушки и соблазнения Катюши лишен толстовского света и нежности, исключительно отвратителен и низок, выступает контрастом той легкости и целомудрию, которыми наполнено первое знакомство героев. Осознав свою ответственность за судьбу Катюши, герой постепенно прозревает и понимает истинное положение вещей в мире, возвращается к позабытым идеям молодости. Помогает заключенным, раздает землю крестьянам, следует за Катюшей на каторгу, отвергает общение с привычным кругом людей и все больше интересуется обычным la muzhik (просветленный Тарас в исполнении Евгения Филатова). Несомненно, он встает на сторону добра. Илья Дель скрупулезно исследует характер своего героя, отчаянно бросающегося из крайности в крайность и по-детски нежно и смущенно открывающего светлые стороны своего «я». Хватит ли у него сил противостоять вселенскому злу — очень маловероятно, но переворот в его душе совершен.
Интересно, что двойником Нехлюдова сделали адвоката Фанарина. Владислав Ставропольцев играет неполноценного человека, с трудом передвигающегося и заикающегося. Он близок герою, возможно, в прошлом — такой же боец за справедливость, жаждущий «во всем дойти до самой сути». Именно поэтому он и произносит фразу: «Не совершай моих ошибок», предостерегая Нехлюдова от разочарования, которое может возникнуть после бессмысленных попыток сломить существующую судебную систему. Актер играет сильного духом и интеллектуально развитого человека, душа которого возвышается над его физической оболочкой. Как противоположность представлен судья в исполнении Александра Новикова, бездушно, монотонно и абсолютно бессмысленно вводящий присяжных в курс дела. Абсурд суда над Катюшей Масловой, произвол присяжных, впроброс принимающих судьбоносные решения, подчеркивает незащищенность человека и субъективность закона. И Нехлюдов ищет объективной правды, знакомясь с Человеком (в исполнении Олега Федорова), имеющим собственное представление о вере и предназначении человека.
Столичное общество в лице Мисси (Ася Прохорова), ее матери (Евгения Евстигнеева), домоправительницы Аграфены Петровны (Галина Субботина), различных представителей власти (Виталий Куликов, Иван Шевченко, Константин Симонов), сестры Нехлюдова (Алёна Баркова) и её мужа (Александр Новиков), посетителей борделя — предстает как мир стяжательства, непомерного потребления чужого труда и пренебрежения к человеческой личности. Желание уравнять людей в правах на землю, преобразовать устройство мира, сделать всех счастливыми наполняет Нехлюдова, который обрел новый смысл жизни. Премьерный спектакль наполнен надеждой на спасение человеческой души, важностью понимания собственных желаний и соизмерения их с категориями добра и справедливости, которые для всех едины. Женский взгляд на происходящее наполнен большой жесткостью, но и большим состраданием и энергией созидания. Жизнь можно начать заново, главное — понять себя.
Елизавета Ронгинская