Фото Юлии Смелкиной
29 сентября на Малой сцене Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета состоялась премьера спектакля «Счастье мое» по пьесе Александра Червинского в постановке Андрея Сидельникова.
Александра Червинского публика знает, прежде всего, как сценариста, в фильмографии которого – два десятка работ, в том числе такие известные советские фильмы, как «Блондинка за углом» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые». Сюжет пьесы «Счастье мое» также лег в основу телевизионного фильма «Виктория» («Бумажный патефон»). Несмотря на довольно банальную фабулу (он, она, случайная ночь любви), эта история нравится зрителям, и многие театры берут пьесу для своих постановок.
«Счастье мое» – название довоенной песни, исполненной Георгием Виноградовым в 1939 году. Может быть, это тот самый год, когда был репрессирован отец главной героини – Виктории (Татьяна Трудова), хотя в спектакле об этом прямо не говорят. Мы видим на сцене уже почти взрослую девушку (ей 17 лет), события происходят через два года после окончания войны. У нее нет ничего своего – нет родителей, нет дома, парня своего тоже нет – она уводит его у подруги.
Викторию опекает Лидия Ивановна (Инесса Перелыгина-Владимирова), директор школы. Она дает ей угол с раскладушкой в кабинете ботаники, куда героиня ночью приводит этого почти первого встречного парня, чтобы с ним переспать и желательно сразу забеременеть.
Звучит абсурдно, но все объясняется тем, что у Виктории есть Идея – именно с большой буквы. Только реализация этой Идеи может сделать ее счастливой, а жертвы – ненапрасными. Перед Идеей меркнет все – мораль, здравый смысл, да и любовь в конечном счете не имеет значения, как и все остальные чувства всех остальных людей.
Совсем неудивительно, что и у парня – главного героя Сенечки (Иван Санников), есть своя большая идея. Она, на первый взгляд, немного мещанская – «выбиться из грязи в князи», но, приглядевшись, мы увидим, что Семен намерен не просто танцевать с английской королевой, а показать «проклятым капиталистам» настоящий образец «советского гражданина».
Больше всего симпатии и сочувствия в этой истории вызывает пожилой учитель ботаники Оскар Борисович (Евгений Филатов), хотя он тоже становится заложником «великой и светлой Идеи».
Поразительно, в каком диссонансе с сюжетом находится текст песни, где так проникновенно поется о том, что лирический герой нашел свое счастье в дружбе, в цветении молодости, в том, что «все для тебя – и любовь, и мечты…» Так естественно растворяться в радости жизни, когда есть юность и любовь. Возможно, репрессии, война, утрата нормальной достойной жизни оставили это счастье в далеком прошлом, и единственное, что помогает выстоять и обрести «новое счастье» – это наличие сверх-идей.
Спектакль оставляет сильное впечатление благодаря недосказанности, метафоричности, мрачной иронии. Мастерски расставляет акценты безупречная игра актерского состава. Особенно актуально и атмосферно должно быть посещение спектакля в новогодние праздники, поскольку события разворачиваются зимой вблизи Нового года.
Мария Емельянова специально для Musecube