Top.Mail.Ru

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН НА ВЛАДИМИРСКОМ

Галина Зайцева,- «Невское время», 2003, 30 января

Сегодня, когда на телевидении в бесчисленных шоу играют "в жизнь", в новом спектакле Владислава Пази играют "в Театр". У порталов Театра Ленсовета воздвигнуты другие порталы и нарисован занавес, а дальше, в глубине, и еще один занавес. Образ спектакля создавала на сцене художник Алла Коженкова, которая умеет создавать Красоту.
На сцене не какой-то конкретный театр определенного века - это мир Театра. Хотя действие пьесы "Фредерик, или Бульвар преступлений" - история жизни реального человека, жившего в XIX веке. 
"Волшебную коробку" под названием Театр создатели спектакля вертят и рассматривают со всех сторон: театр и публика ("...насколько лучше бы мы играли, если бы не зависели от аплодисментов"), театр и критика ("артисту и критику никогда не понять друг друга"), театр и душа ("...я не знаю, существую ли я вообще"), театр и жизнь ("ведь я не знала страстей, которые играла на сцене"), театр и власть, театр и время, театр, театр, театр...
Кто может ответить на вопрос: где кончается жизнь и начинается театр? Жизнь - продолжение театра, театр - продолжение жизни. Перед спектаклем персонажи пьесы заняты своими делами в гардеробе и фойе театра: барышни в шляпках и с корзинками разыгрывают лотерею, фокусники показывают свое искусство, жизнь бурлит, за всей круговертью присматривают полицейские. И как продолжение этой жизни начинается действие на сцене.
Такие спектакли не возникают случайно. Они рождаются тогда, когда нужно подняться "над сумрачным лесом" жизни и понять, куда ведет дорога. Не случайно, на мой взгляд, и то, что этот сезон для многих актеров, занятых в спектакле, юбилейный. А когда в возрасте меняется первая цифра, то невольно составляешь список побед и поражений и пытаешься понять, туда ли ты идешь?
"Бульвар преступлений" - история актерской души, от первого вздоха в театре и до последнего. Поэтому так важна и щемяще звучит первая сцена, несмотря на свою, может быть, и банальность. Фредерик - ребенок (Никита Баженов) попадает с матерью-прачкой (Ольга Копылова) в огромный темный зал театра, и с этого момента зачарован им навсегда. 
В новом спектакле каждый актер играет не только свой персонаж, но отчасти историю своей души, в каждом исполнителе звучит его "человеческий голос", такая уж тема. А исполнителю главной роли Фредерика Леметра Сергею Мигицко нужно взвалить на свои плечи груз всей актерской жизни и, как говорят тяжеловесы, "отжать его". Мигицко это удается. Говорят, первому исполнителю роли Леметра - Жан-Полю Бельмондо - эта роль стоила инфаркта. 
Фредерик Леметр в исполнении С. Мигицко - энергичный и вдохновленный, в меру пошл и вместе с тем тонко и отчаянно лиричен.
В мире закулисья трагедия рядится в комедию, а пафос оборачивается пародией, "здесь от смеха до слез одно движение бедра". В спектакле бурлит варево жанров: мелодрама, комедия, драма, фарс, абсурд, мюзикл, пародия. Директор (в отточенном и саркастическом исполнении Олега Левакова) и драматург (виртуозно исполненный Семеном Стругачевым) часами беседуют с двумя фразами: "Откуда вы это берете?" - "Я работаю". Герой-любовник (Олег Андреев) - разговаривает с украинским акцентом: "Ну шо такое, божа ш ты мой!" На этом незатейливом фоне разыгрывается напряженная драма: высокопоставленный отец, которому полагалось бы быть тираном, совершает шаг великодушный и пугающий Фредерика Леметра - отдает ему свою дочь, влюбленную в знаменитого артиста. И Леметр отказывается. Потому что боится. Боится, потому что любит. 
Бывают спектакли-бенефисы, казалось бы, "Фредерик..." - именно из таких. Главный герой почти не уходит со сцены. Но вот удивительно: постановка в Театре Ленсовета не стала спектаклем "на звезду". Это "спектакль-созвездие" с большими и значительными работами: артистов: Л. Луппиан, А. Алексахиной, С. Стругачева, О. Левакова. То же можно написать о каждом исполнителе "Фредерика...".
Мадемуазель Жорж, известная примадонна, в исполнении Ларисы Луппиан, злобная "мымра" с линялым лицом. Луппиан играет резко и саркастично. Тем разительнее преображение Жорж в сияющую, полную лиризма красавицу, после того как она влюбляется в молодого актера. К своему краху она идет с горькой улыбкой, все понимая наперед, "ибо актеры - самые здравомыслящие люди". А бездарная и стервозная Красотка у Анны Алексахиной полна такого женского очарования и притягательности, что залюбуешься.
История, которая разворачивается на сцене, - это в каком-то смысле история и того конкретного театра, который осуществил постановку. От музыкального и энергетического натиска актерского исполнения вдруг повеяло легендарными спектаклями Игоря Владимирова 60 -70-х годов ХХ века. 
Актеры играют события позапрошлого века, биографию своего театра и историю театра всех времен. Поэтому время на сцене иногда останавливает свой бег и эпизод делается многозначным и символичным...
Галина Зайцева