Top.Mail.Ru

Всего полвека из 225 лет

Екатерина Омецинская,- «АRТМОСФЕРА», 2024, № 295, апрель-май

В Академическом театре имени Ленсовета открылась выставка «Истина страстей…», вобравшая в себя удивительные образцы творчества российских театральных художников, связанные со сценическими воплощениями произведений Александра Сергеевича Пушкина.

«Истина страстей…» создана совместными усилиями театра и Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) в связи с  приближающимся 225-летним юбилеем великого поэта, который  весь русскоговорящий мир будет отмечать 6 июня текущего года. Куратором проекта стал Эдуард Мираков, одновременно являющийся исполнительным директором Театра им. Ленсовета и преподавателем, заведующим кафедрой театральной техники и технологии РГИСИ.

Названием для вернисажа в  Готическом колонном фойе стал фрагмент цитаты Пушкина, ставшей основой для знаменитой системы Константина Станиславского: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах – вот чего требует наш ум от драматического писателя». В экспозиции представлены сто эскизов декораций и костюмов, афиш и театральных плакатов, графики и даже элементов сценического оформления спектаклей, задуманных или уже созданных в течение протяженного временного периода – с 1973 по 2024 год. На стендах, расположенных по периметру зала, в два ряда, почти сплошным ковром, размещены бок о бок работы таких признанных и неоднократно отмеченных высокими профессиональными наградами художников, как Эдуард Кочергин, Александр Орлов, Владимир Фирер, Стефания Граурогкайте, Ника Велегжанинова, Ирина Чередникова, Татьяна Ногинова, Наталья Клемина, Олег Головко. Рядом с ними – не менее талантливые и выразительные эскизы художников среднего и младшего поколения.

Большинство представленных на выставке имен объединяет вуз на Моховой, избранных – учеба в мастерских Кочергина и Фирера. География спектаклей самая разнообразная: составители выставки не ограничились лишь петербургскими постановками. В лице сценографов и художников по костюмам в фойе Театра им. Ленсовета заставляют припомнить свое прошлое и обратить внимание на настоящее театры Москвы и Норильска, Магнитогорска и Нюренгри, Владимира и Риги, Твери и Нижнего Новгорода, Саратова и Улан-Удэ, Новосибирска и Турку, Череповца и Стерлитамака…

Стоит лишь раз пройти вдоль выставочных стендов, запоминающийся «почерк» каждого художника становится узнаваемым.  Чудесны фотографически прорисованные эскизы  костюмов Александра Храмцова к «Пиковой даме» киселевского ТЮЗа и яркие рисунки Елены Жуковой, на которых в одеяния героев пушкинской сказки «Руслан и Людмила» Александринского театра привнесены современные детали. Словно припылены временем изображения  костюмов персонажей «Арапа Петра» из Владимирского академического театра драмы, рожденные фантазией Лилии Хисматуллиной, досконально прорисовавшей фактуры предполагаемых тканей. Вот графически лаконичные, четкие «мысли» Александра Орлова о спектакле Рижского ТЮЗа «Сказки Пушкина» и  столь же четко задающие графикой силуэты будущих костюмов эскизы Олега Головко к «Онегину» новосибирского «Красного факела». Строго отвечают моде XIX столетия  многочисленные женские платья, исполненные Ириной Чередниковой для «Пиковой дамы» Мариинского театра. Обязательно привлекут взор черно-белые, насыщенные мелкой прорисовкой эскизы Владимира Фирера к «Барышне-крестьянке» театра «На Литейном» и Дарьи Здитовецкой к «Сказке о царе Салтане» Камерного театра Череповца. Хороши и абсолютно волшебны сказочные  наряды героев «Сказки о мертвой царевне», сочиненные Натальей Беловой для нижегородского детского муниципального  театра «Вера».  Словно выточены из состаренной бересты костюмы чуть ли не самой востребованной  театрами пушкинской сказки о Салтане и сыне его Гвидоне – их придумал для тверского ТЮЗа Елисей Шепелев. Ну, а вовсе захватят дух невероятные пространственные решения «Бориса Годунова», принятые в разные годы Эдуардом Кочергиным и его учеником Анваром Гумаровым для БДТ и Театра Наций: они неминуемо отправят зрителя вслед за персонажами – в путешествие в глубины нарисованных порталов сцены...

Истинные ценители изобразительного искусства останутся довольны выставкой «Истина страстей…». Каждый представленный на ней эскиз, казалось бы, являющийся промежуточным, проходящим этапом в работе над визуальным образом театральной постановки, в действительности – отдельный шедевр, в который автор вложил часть своей творческой личности. Но выставка также позволит сделать открытие и тем зрителям, что доселе не задумывались о том, какой долгий путь проходит спектакль от замысла до премьеры. Вы поймете, что художники  детально продумывают любую мелочь в декорациях и костюмах, включая материалы, из которых их будут изготавливать. Перед их глазами еще не рожденная «картинка» предстает во всей красе задолго до того, как в ваших руках окажется билет на долгожданную премьеру. О кропотливой, основанной на фантазии, но постоянно поверяемой матчастью работе театральных художников на открытии выставки нежно и проникновенно говорила художественный руководитель Академического театра им. Ленсовета, народная артистка России Лариса Луппиан. Директор Валерий Градковский отметил, что пространство Готического фойе было словно создано для выставок, и аналогичные вернисажи работ театральных художников, посвящённые Мольеру, Шекспиру, Островскому, Достоевскому, проходили в театре уже неоднократно. Высказал свое мнение и один из патриархов этой непостижимой профессии, участник выставки, художник Александр Орлов, присутствовавший при старте нового вернисажа: «Я рад, что здесь представлено такое невероятное разнообразие работ и решений, которые, надеюсь, будут любопытны и зрителям». Выставка доступна всем зрителям большой сцены Театра им. Ленсовета и продолжит свою работу до 6 июня.

 Екатерина Омецинская