Top.Mail.Ru

Я БОЮСЬ ЛЮБВИ — 2

Марина Дмитревская,- Блог ПТЖ, 27 ноября 2011

В Ленсовете сыграли премьеру «Казимира и Каролины». Проблема не в том, что спектакль пока сырой, не собранный, аритмичный. И сыграется, и собьется, и прочистится, и ритм обретет, и актеры разыграются. Но вряд ли это изменит его принципиально. Потому что проблема в другом.
Когда пару лет назад спектакль по этой пьесе Хорвата привозил нам Театр де ля Виль, природа пьесы напомнила фильм «Кабаре» (1972) Боба Фосса. Было понятно (ссылаюсь на собственную заметку в нашем блоге), зачем и почему режиссер Демарси-Мота поставил в 2009 году пьесу, написанную в 1931 году и этому же историческому моменту посвященную. Потому что (повторюсь) наш исторический момент почти полностью неотличим по фактуре от того - казалось бы, далекого и забытого. Ярмарка в Мюнхене, в ночной атмосфере которой разворачивается действие, - это время великого экономического кризиса (1931 - читай 2011, идет вторая волна) с неясными перспективами: куда пойдет страна? Девушки в коротких юбках, проститутки, безработные, пьяный угар (1931 - читай 2011). Аттракционы, уроды, представляющие на потеху публике, желание длинноногой Каролины пристроиться к какому-нибудь состоятельному «папику», пиво, сопровождающее рождение нацизма - и вот уже мелькают в толпе «темная рубашка» и «кожанка» с проступающими нацистскими чертами и обязательными пивными кружками... И тут же безработный шофер Казимир, их несложная «любовь» с Каролиной и такое же несложное, вполне «одноклеточное» расставание, как в пьесах «новой драмы» (1931 - читай 2011). Все очень похоже.

Но на редкость современная, жесткая, социально отчаянная «брехтианская» пьеса Хорвата сыграна в театре Ленсовета как очередная условно-театральная, развлекательно-тинейджерская история про любовь. Не открывая форточку в жизнь, играют сентиментальную историю, по сути «Я боюсь любви» - 2 от Марии Романовой, странно соединенную в спектакле с экспрессионистскими ходами из театрального словаря Юрия Бутусова. Как бы энергичная форма и чувствительное содержание плохо сочетаются и в равной степени минуют социальность, а ведь у Хорвата пивной разгул, криминал и летающие в небе на цеппелине богачи - не просто фон. Нервное напряжение героев - часть общей депрессивной картины мира. 
На премьере в театре Ленсовета сразу несколько зрителей сравнили пьесу Хорвата с володинскими «С любимыми не расставайтесь». Она так и сыграна: идет народное гуляние, сверху висят фонарики, мечется в угаре Каролина (читай - Катя), поссорившаяся с Казимиром (читай - Митей)... «Любовь никогда не перестает», - назойливо повторяет эпиграф к пьесе Хорвата ликующий дурак-конферансье во фраке (и у Володина был конферансье в Парке культуры и отдыха...)
Только пьеса-то другая. Она не по части шариков, игрушечных лошадок, красных мячиков, с которыми играет массовка, и девочек на скакалке (прыгает одна такая в платье, сшитом буквально из алых парусов, а потом становится проституткой, и в алой юбке оказывается уже то ли ее бабушка, то ли сутенерша Мария).

В программке справедливо написано о том, что Хорват отстаивал модель брехтовского эпического театра. То есть, выходя к микрофону, актер обязан перестать лицедействовать и должен обратиться к залу от собственного лица - актрисы Марианны Мокшиной-Бычковской, артиста Александра Новикова, актеров Виталия Куликова, Олега Федорова и так далее. Но песни, поющиеся в спектакле (что на английском, хотя дело происходит в Германии, что на языке родных осин...) - все, как одна, про любовь-морковь, которая никогда не перестает, не перестает и не перестает. И спектакль, вроде бы следующий эстетическим заветам Брехта, превращается в эстрадизированное шоу. Когда Мария Романова ставила в лаборатории ON.ТЕАТР «Галку-Моталку», там было куда меньше постановочных ухищрений, но куда больше энергии высказывания. И та же Марианна Мокшина-Бычковская (была Галкой, стала Каролиной) куда определеннее «вопила» своей ролью о боли молодого существа, перемолотого системой. 
А тут - никакого вам ужаса кризисного времени, никакого внутреннего крика, одни только формальные театральные игрушки не первой свежести. Никакого выхода актеров на темы, ради которых стоило брать пьесу Эдена фон Хорвата, который боялся не любви, а молнии, но, по прихоти судьбы, был убит веткой каштана именно во время грозы на Елисейских полях (кто чего боится - то с тем и случится...) Эта известная информация, выданная дурацким конферансье в начале, оказывается самым сильным содержательным месседжем спектакля «Казимир и Каролина» - спектакля, который сыграется, спрессуется, наберет обороты и будет вполне привлекательным зрелищем для зрителей, предпочитающих не открывать форточку в жизнь и не видеть из-за плеча возлюбленного марши нацистов-2011.
Марина Дмитревская