Top.Mail.Ru

Юрий Бутусов: «Петербург сейчас, к сожалению, сам себя позиционирует как «культурная провинция»

Анна ВЕТЛИНСКАЯ, интернет-журнал «Интересант», 16.09.2016

Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета открыл новый, 83-й сезон. Последние пять лет его возглавляет Юрий Бутусов - режиссер с мировым именем, огромным количеством театральных наград и громких спектаклей. И при этом сам Бутусов, в отличие от многих своих коллег-режиссеров, остается абсолютно немедийной персоной - он редко дает интервью, его не знает в лицо широкий зритель, а некоторые вообще путают с однофамильцем - рок-музыкантом. Поэтому так интересно узнать, как же живет и творит этот скромный человек, создающий шикарные - сложные и красивые - спектакли.

 

«Когда я мало работаю - у меня плохое настроение»

- Юрий Николаевич, вы очень непубличный человек. На свои репетиции даже фотографов не пускаете…

- На девяносто процентов репетиции - это тяжелый, мучительный труд. И не всегда его надо делать достоянием общественности. Моя же жизнь идет по маршруту «из театра в театр», «из кулис в кулисы», и ничего интересного для стороннего наблюдателя в ней нет. Но именно так я хочу жить, когда я мало работаю - у меня плохое настроение.

- А еще ходят легенды, что вы никогда не меняете актеров, у вас нет вторых составов…

- Я против двух составов, для меня это невозможно. Ведь роль вытачивается актером вместе с режиссером и зависит от личности актера. И заменить его нельзя - трудно и почти невозможно. Бывают, конечно, всякие форс-мажорные обстоятельства - заболел, сошел с ума, ушел из театра. У меня вот в прошлом сезоне молодые актрисы рожали одна за другой - просто «камнепад» какой-то был, ливень из детей, не успевали делать замены. Но не закрывать же спектакль? Один спектакль в Театре Ленсовета мы, правда, закрыли - «Король. Дама. Валет» - после того, как умер исполнявший там главную роль Дмитрий Барков.

 

«Параллельно-перпендикулярные» спектакли

- Когда вы возглавили Театр Ленсовета, многие старые спектакли исчезли из афиши. Вместе с ними исчезли и поклонники «добутусовского» театра. Новый репертуар и новый зритель за пять лет сформировались?

- Я стараюсь держать баланс, и некоторые старые спектакли у нас идут. Но мы постепенно двигаемся от бульварного, развлекательного театра в сторону театра проблемного. Ставящего сложные творческие задачи. Театр должен быть интересным и по форме, и по поставленным вопросам. Мы работаем для красивой, молодой, умной публики. И она к нам очень активно ходит. Я считаю, что у театра должны быть фанаты, у актрис должны быть поклонники. А это прерогатива молодых.

- При этом у вас в театре нет никакой «новой драмы», «вербатима» и прочих модных новшеств, которые и рассчитаны в основном на молодежь. Но вы ставите классику так, что консервативный зритель вряд ли будет в восторге.

- Я суеверно отношусь к раскрытию планов, скажу лишь, что и следующий сезон у нас будет посвящен классике. Шекспир плюс Достоевский в спектакле «Комната Шекспира», «Дядя Ваня», постановка под условным названием «Гамлет»… Но все это будут спектакли, так сказать, параллельно-перпендикулярные пьесам, по которым они поставлены. Опять же не надо забывать, что Петербург, Театр Ленсовета - родина отечественного мюзикла. Москва это первенство перехватила, но именно у Игоря Владимирова когда-то все драматические актеры запели, затанцевали. И эта владимирская закваска в театре сохранилась. Мы традиции сохраняем, потому что театр должен не только плакать и страдать, но и петь, и танцевать. Так что в этом направлении тоже работаем.

 

В Петербурге не хватает амбиций

- Ваш режиссерский стиль супервостребован в Москве: вы ставите в ведущих театрах - в МХТ, в «Сатириконе», преподаете в ГИТИСе. Но все равно возвращаетесь в Петербург, в Театр Ленсовета…

- Человек идет туда, где его любят. В Москве меня любят, «Сатирикон» это вообще мой второй дом - мой спектакль «Король Лир» там идет уже десять лет, и это спектакль-долгожитель в театре. В Петербурге меня тоже любят, но не все. Но я здесь родился и хочу продолжать здесь находиться. Хотя совмещать очень сложно.

- А какую-то разницу между работой в Москве и Петербурге чувствуете? Нет ли ощущения, что Петербург, как модно сейчас говорить, становится «культурной провинцией»?

- Мне кажется, что Петербург сам себя так позиционирует. Но разница, конечно, есть - в количестве денег, в подходе. Амбиций в питерских театрах не хватает - нет конкуренции, желания стать лучше. Здесь у многих примерно такая позиция: как-то живем, буфет работает, зритель ходит - и ладно. Это неправильно.

- Куража и драйва, одним словом, не хватает. А что насчет разницы между зрителями, московскими и петербургскими?

- В Москве есть много ужасного, купеческого, безвкусного, но есть и прекрасное. И зрители везде разные. И они меняются. Но уходят как там, так и здесь. В Питере особенно модно уходить в середине действия, громко, чтобы все видели. Но и в «Сатирикон» приходят, например, на «Отелло»: ах, Райкин не играет - до свидания. У нас на «Женитьбе» заявляют: а у Гоголя не так начинается, и уходят. Или музыка очень громкая. Но есть и те, кто по пятнадцать раз на один спектакль ходит. И мы с ними связаны очень плотно.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»